eng|рус

 

Презентация книги Галины Зубко «Древнее знание о человеке»
4 июня 2012

Презентация книги Галины Зубко

Презентация книги Галины Зубко «Древнее знание о человеке»

Древнее знание, складывавшееся на протяжении тысячелетий, нашло свое отражение прежде всего в Мифе, в котором не следует усматривать, как это часто делается, вымысел или фантазию примитивного ума. Предпринятый в книге анализ древних мифов, повествующих, повествующих о становлении Мироздания и появлении Человека, выявляет общие смысловые схемы. Это единство демонстрируется в книге на материале совершенно разных мифологических систем - мифов Древнего Египта, австралийских аборигенов, а также друидической традиции. Общие древние смысловые схемы, перекликающиеся с мифологическим материалом, обнаруживаются и в древних философско-религиозных системах и в удивительных прозрениях выдающихся мыслителей.

Практически по всех мифах и системах древних религиозных представлений говорится об энергетической природе космогонических процессов, Мироздания и Человека. Становление Вселенной в древних мифах описывается как сложнейшие энергетические процессы, в которых важную роль играют прежде всего числа, время, движение, свет и звук. Энергетические процессы, через дробление-разъединение-рас членение Единого, которое в мифах представляется как Исток всего Сущего, приводят к появлению Мироздания, включающего в себя множество миров. Именно энергии следует рассматривать как своего рода ключ к древнему Знанию о Человеке. Энергии - «содержимое» Вселенной, неотъемлемой частью которой и является Человек. Энергии — развивающееся во времени содержание Мироздания. Своеобразным «оттиском» энергетических процессов являются их «следы» на энергетическом полотне, которое представляет собой своего рода энергетический «портрет» Вселенной, ее смысловой каркас.

Согласно Древнему Знанию, источник и основа Мироздания — Высший Разум, по-разному называемый в древних традициях: Единое, Беспредельное, Одно, Абсолют, Бог-Творец и т.п. Высший Разум «изливает» свое сознание, которое, в свою очередь, представляет собой то, из чего возникает все Сущее. Весь процесс становления Мироздания описывается в системах Древнего Знания как развитие-эволюция сознания.

В мифах говорится об исходной Пустоте; притом речь идет не пустой, а «полной Пустоте»-полной всем тем, что проявляется в возникающем Мироздании. Великим «дробителем» исходного нерасчлененного Единого, согласно Древнему Знанию, является время, которое запускает акты Творения.

Одним из главнейших древних постулатов является идея всеединства всего и вся. В мифах Мироздание описывается как единое целое, в каждой точке которого постоянно происходит угасание мира, как бы «втягиваемого» в изначальную точку, и появление нового мира. Энергии, каркас Вселенной, как их представляют мифы, имеют двойственный характер. С одной стороны, они описываются как «участники» космогенеза, а с другой — как нечто, воспринимаемое человеком. В научной литературе термином, принятым для обозначения энергий во втором смысле, точнее — энергии является «мана», т. е. некая безличная сила, пронизывающая все и вся.

Космогонические энергетические процессы, в своей постоянной трансформации, демонстрируют некие универсальные черты, проявляющиеся в процессах коагуляции-сгущения-оплотн ения, приводящих к появлению энергетических сущностей, в которых древние люди видели духов, божеств, богов. В многослойной теме богов, развиваемой всеми мифами,также обнаруживаются универсальные смысловые схемы. Это прежде всего мотив культа, который воспринимается либо как контроль за людьми, либо как божественная помощь людям. Универсальным является представление о связи людей с Небесами и необходимости укрепления этой связи.

Мифы хранят информацию о древнейших событиях: катастрофах, которые происходили много тысячелетий назад. При этом они говорят о циклическом характере мировых катаклизмов, приводивших к гибели цивилизаций. Мифы повествуют о древних высокоразвитых цивилизациях, сошедших со сцены. Мы не можем пройти мимо многочисленных историй, в частности об Атлантиде. В задачи автора не входило найти однозначные ответы на вопрос о том, действительно ли существовала Атлантида, а также другие древние континенты, о которых говорится в мифах. В книге анализируются данные, возможно, свидетельствующие о существовании в прошлом высокоразвитых цивилизаций: распространенные мотивы о так называемых «цивилизаторах», появившихся неизвестно откуда и принесших культурные блага людям, пребывавшим в дикости; данные о древних «обсерваториях»; странные карты, судя по всему, восходящие к каким-то очень древним неизвестным источникам; древние циклопические строения и гигантские изображения, видимые только с самолета.

Если верить древним мифам, эволюция человечества имела не поступательный, однолинейный характер (т.е. развитие от простому к сложному), но скорее скачкообразный характер. Эта эволюция включала в себя как периоды чрезвычайно быстрого цивилизационного расцвета, так и времена регресса и возврата как бы «нулевой точке».

Миф — сложнейшая знаковая, саморазвивающаяся структура, распространяющая свои структурирующие схемы на все сферы жизни социума. Эти схемы Мифа обнаруживаются в языке, фольклоре, религии, искусстве и т. п., которые оказываются генетически связаны с древним Мифом.

Цель пребывания Человека на Земле, является, пожалуй, одной из главнейших тем в Мифе и в древней традиции вообще. Согласно Мифу, в котором содержатся ответы практически на все вопросы мировоззренческого характера, Человек имеет совершенно определенную миссию на Земле. По мифам Человек — важнейшее творение Высшего Разума, изливающего свое сознание вовне с целью самопознания. Обязанность Человека состоит в том, чтобы продолжить эту деятельность, включающую в себя познание и расширение-развитие сознания на основе творчества, которое в древней традиции сближаемо великими актами Творения.

Без сомнения, Миф и связанные с ним явления необходимо рассматривать как ценнейшее культурное наследие, которое, думается, не в полной мере осознано современными людьми. Знание, содержащееся в Мифе абсолютно необходимо нам. Любопытно, что это Знание, как это ни парадоксально, перекликается с содержанием новейших научных научных открытий, например в области астрофизики. В сущности, многие проблемы стоящие перед современной наукой, оказываются созвучными главнейшим тема древнего Мифа. Другими словами, без обращения к этому древнему наследию, его внимательного изучения, нам не найти ответов на многие современные вызовы.

Галина Васильевна Зубко

Профессор кафедры семиотики и общей теории искусства, доктор культурологии. В 1964 г. окончила Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) Тема докторской диссертации "Реконструкция этно-культурного кода Фульбе" (2004). Сфера научных интересов - миф и культура, искусство Востока, символизм. С 2003 г. работает на факультете искусств. Ведёт занятия по дисциплинам "Семиотика наскальной изобразительности", "Символы в искусстве", "Миф и культура", "Искусство Востока", "Традиция символизма".